Миома матки

Миома матки — доброкачественная опухоль матки, происходящая из гладкомышечных клеток. Частота заболеваемости миомой матки среди женщин в возрасте 35-50 лет составляет около 40%. В последнее время имеется тенденция к появлению этого заболевания в более молодом возрасте. Точная причина возникновения миомы матки до сих пор не установлена.

Причины развития миомы матки

• Наследственная предрасположенность;
  • Гормональные нарушения (в том числе прерывание беременности);
  • Нерегулярная половая жизнь, дисгармония в сексуальной жизни;
  • Сопутствующие заболевания: повышенное артериальное давление, ожирение, сахарный диабет, заболевания щитовидной железы;

Наиболее частые симптомы, которые беспокоят женщину с миомой матки, являются:

• Обильные и длительные менструальные кровотечения, часто приводящие к хронической анемии;
  • Боли в нижних отделах живота, в тазу и пояснице;
  • Нарушения функции соседних органов за счет их сдавления опухолью: нарушения мочеиспускания, хронические запоры;
  • Нарушение репродуктивной функции: бесплодие, невынашивание беременности.

Иногда миома матки не имеет никаких клинических проявлений и может быть обнаружена во время профилактического обследования.

Для подтверждения диагноза применяются следующие методы обследований:

• Ультразвуковое исследование (УЗИ) органов малого;
  • Мультиспиральная компьютерная томография (МСКТ) и магнитно-резонансная томография (МРТ) органов малого таза;
  • Гистероскопия (для обнаружения субмукозных миом);
  • Диагностическая лапароскопия  (в сложных клинических ситуациях).
  • Объем диагностических исследований определяется врачом гинекологом индивидуально.

Лечение миомы матки может быть консервативным  либо хирургическим.

Консервативное лечение предполагает применение гормональных препаратов. К сожалению, такое лечение не может быть продолжительным и не всегда бывает эффективным. Чаще всего гормональная терапия назначается в качестве предоперационной подготовки, а также после операции с целью профилактики рецидива.

В нашем центре выполняются следующие виды хирургического лечения миомы матки:

• Миомэктомия – органосохраняющая операция, в ходе которой удаляются только миоматозные узлы. Может выполняться как абдоминальным доступом, так и лапароскопическим. Данный метод позволяет сохранить менструальную и репродуктивную  функцию женщины. В нашем центре применяется методика интраоперационной временной окклюзии подвздошных или маточных артерий, что позволяет уменьшить объем кровопотери при выполнении миомэктомии лапароскопическим доступом.
  • Гистероскопическая миомэктомия – современная малоинвазивная технология удаление субмукозных узлов (т.е. растущих в просвет полости матки). После проведения гистероскопической миомэктомии женщинам, планирующим в последствии беременность, необходимо введение противоспаечных гелей с целью профилактики развития спаек (синехий) в полости матки, а также проведение контрольной гистероскопии через 3-6 месяцев.
  • Гистерэктомия – удаление матки. Этот метод применяется в основном у женщин старшей возрастной группы, незаинтересованных в сохранении репродуктивной функции, особенно при сочетании с другой патологией половых органов (опухоли яичников, гиперплазия эндометрия, эндометриоз).

Специфических методов профилактики миомы матки не существует.

Для своевременного выявления заболевания и выбора оптимального метода лечения необходимо регулярное посещение гинеколога и проведение УЗИ органов малого таза 1 раз в год даже при отсутствии каких-либо жалоб.