Травматология, ортопедия, нейрохирургия
АНО Клиника НИИТО

Рекомендации для детей и подростков после операции

Операция на позвоночнике - это сложная операция и для больного, и для хирургов, и для анестезиологов. Это большая травма для организма, поэтому придется вводить разнообразные лекарственные препараты, чтобы восстановление шло быстро и эффективно. При нормальном развитии событий строгий постельный режим продолжается 3–5 дней, затем больному разрешают вставать и ходить.

Ни в коем случае нельзя сразу начинать ходить подолгу!

Двигательную активность следует повышать постепенно. Сам процесс перехода от постельного режима к активному занимает обычно еще несколько дней. Приходится практически заново учиться стоять и ходить, привыкать к новому состоянию, к иному, чем до операции, положению туловища.

Давно подмечено, что пациенты, в течение ряда лет живущие с деформированным позвоночником, привыкают к этому, и после операции, когда форма позвоночного столба резко меняется, им кажется, что теперь их искривили. К этим новым ощущениям необходимо адаптироваться. Здесь очень помогает зеркало. Естественно, что девочка, каковых среди наших пациентов подавляющее большинство, как только получает возможность ходить, спешит к зеркалу, чтобы посмотреть, какой она стала. Это не только интересно, но и очень важно. Только когда пациентка видит произошедшие с ней изменения, она в состоянии быстро и безболезненно адаптироваться к своему новому состоянию. Нами разработана специальная методика, позволяющая максимально ускорить этот процесс.

Первые несколько лет нашей работы с CDI мы всем больным изготовляли легкие корсеты из тонких металлических пластин (такие корсеты лучше переносятся, чем гипсовые) и только потом на шесть месяцев отпускали пациентов домой. В последние годы мы изменили тактику. Практика показала, что в подавляющем большинстве случаев послеоперационная иммобилизация корсетом не нужна. Металлоимплантаты настолько жестко фиксируют позвоночник, что риск их смещения становится минимальным. Мы это знали и раньше, но считали необходимым перестраховаться, учитывая недостаток собственного опыта. Сейчас, когда в клинике прооперировано более 1000 больных, мы используем корсеты в очень редких случаях – например, после коррекции самых грубых деформаций или когда в ходе операции выявляется низкое качество кости – остеопороз. Нас часто спрашивают, сколько часов продолжается операция. Обычно хирурги не любят отвечать на этот вопрос (мы все немного суеверны), тем более что длительность операции зависит от количества этапов. Можно назвать только временные границы – обычно от 2 до 4-5 часов.

Другой частый вопрос: будет ли после операции позвоночник сгибаться? Ответ однозначный: на том протяжении позвоночного столба, где установлена металлическая конструкция, он, естественно, сгибаться не сможет. В хирургии сколиоза приходится из двух зол выбирать меньшее – лучше прямой неподвижный позвоночник, чем малоподвижный, но кривой. Нет таких систем, которые позволяют и деформацию исправить, и движения сохранить в полном объеме. Шейный, верхнегрудной и нижнепоясничный отделы позвоночника остаются свободными, здесь сохраняются нормальные движения, и это дает возможность легко адаптироваться к новому состоянию.

А дальше – нормальная полноценная жизнь, но с некоторыми ограничениями. Первое из них – необходимость периодических контрольных обследований в течение 3–4 лет. Врач должен проверить свою работу, у больного по мере взросления могут появиться (и появляются) вопросы к врачу, так что эти визиты – не прихоть, а необходимость.