Травматология, ортопедия, нейрохирургия
АНО Клиника НИИТО

Что такое вертебрология

Диагностика и лечение заболеваний позвоночника

Михаил Витальевич Михайловский - зав. клиникой детской вертебрологии, врач травматолог-ортопед, д.м.н., профессор

Вертебрология – это отдельный раздел ортопедии, который занимается диагностикой и лечением заболеваний позвоночника. Термин "вертебрология " образован от "вертекс" - "позвоночник" и "логос" - учение. Буквально - "учение о позвоночнике".

Вертебрология - направление, возникшее на стыке терапии, ортопедии, неврологии. Необходимость его выделения в отдельную научную дисциплину возникла по ряду причин:

длительной нетрудоспособности больных, наступающей при обострениях остеохондроза позвоночника;
  значительной выраженности болезненных проявлений при поражениях позвоночника;
  при возникновении межпозвонковых грыж - угрозы разрушения нервных тканей, с последующими парезами, параличами и т.д., вплоть до наступления скоропостижной смерти;
  широчайшей распространенности поражений позвоночника.

Детская вертебрология Клиники НИИТО занимается исключительно диагностикой и лечением детей и подростков с деформаций позвоночника любого происхождения, в том числе, осложненными неврологической симптоматикой, с применением сегментарного инструментария последнего поколения.

Сейчас на вооружении вертебрологии имеются самые совершенные методы диагностики, такие как компьютерная томография, магнитно-резонансное и ультразвуковые исследования.
Новые методы рентгенографии позволяют получить изображение всех тканей (костной, хрящевой, мягких), а также, послойно, что позволяет врачу точно установить причину болей и нарушения функции того или иного нерва.

Аномалии формирования тел позвонков инициируют образование прогрессирующих пороков позвоночника, прогноз которых достаточно сложен. Для жизни он, как правило, является благоприятным, однако замечено, что при возникновении выраженных деформаций средняя длительность жизни пациентов укорачивается из-за присоединения вторичных изменений сердечнососудистой и дыхательной систем.

Самую многочисленную группу наших пациентов составляют дети и подростки с идиопатическим (неизвестного происхождения) сколиозом. Для этих пациентов в нашей Клинике разработана многоэтапная концепция раннего выявления и лечения – как консервативного, так и оперативного. Раннее выявление осуществляется в результате массовых (скрининговых) обследований детей методом компьютерной топографии, а консервативное лечение – с помощью корсета, разработанного специалистами Новосибирском НИИТО.