Эндометриоз

Эндометриоз — заболевание, при котором ткань, расположенная во внутреннем слое полости матки (эндометрий), распространяется за ее пределы. При этом образовавшиеся эндометриоидные очаги выглядят как небольшие узелки, и в  них происходят изменения, соответствующие фазам менструального цикла. Процесс образования очагов может происходить  в различных отделах половой системы (матка, яичники, маточные трубы), так и вне ее (на брюшной стенке, слизистой мочевого пузыря, кишечника, брюшине малого таза, легких, почках и других органах). Эндометриоз в большинстве случаев возникает у женщин в репродуктивном периоде, т. е. в возрасте 25-40 лет. Трудности диагностики, а в ряде случаев и бессимптомное течение эндометриоза позволяют предположить, что встречается заболевание гораздо чаще.

Причины

Причины болезни до сих пор точно не установлены. Существует множество теорий, однако ни одна из них не объясняет возникновение эндометриоидных очагов в различных органах. Факторами риска развития эндометриоза являются осложненные роды, кесарево сечение, искусственное прерывание беременности, оперативные вмешательства на органах малого таза, повторные «выскабливания» стенок полости матки, курение, ожирение, неблагоприятная экология.

Проявления

Проявления болезни могут быть разные в зависимости от формы эндометриоза, степени поражения, распространения на соседние органы. Типичными симптомами являются:

• Нарушения менструальной функции — болезненные менструации, длительные или обильные менструации, за несколько дней до ее начала и по окончании появляются мажущие кровянистые (часто более темного цвета) выделения. Вследствие хронической кровопотери может развиваться анемия, появляется слабость, сонливость, бледность кожи.
  • Боли в области малого таза — внизу живота или в пояснице, часто усиливается во время менструации (дисменорея). Также боль может быть в области промежности, наружных половых органов, при половом акте (диспареуния), при мочеиспускании, при дефекации.
  • Бесплодие — в 25-40% случаях. Среди наиболее вероятных причин выделяют изменения в яичниках и трубах, спаечный процесс, нарушение общего и местного иммунитета, нарушение овуляции. В случае наступления беременности при эндометриозе существует высокий риск ее прерывания.
  • Симптомы интоксикации – могут появиться при выраженном болевом синдроме: тошнота, рвота, озноб, повышение температура тела, повышенная утомляемость.

В зависимости от месторасположения патологических очагов различают несколько форм заболевания.

• Генитальная форма — в этом случае поражаются матка с придатками, наружные половые органы, влагалище, брюшина, а также ретроцервикальный эндометриоз.
  • Экстрагенитальная форма — поражение мочевыводящих путей, мочевого пузыря, кишечника, послеоперационных рубцов, а также отдаленных органов.
  • Сочетанная форма — признаки генитального и эктрагенитального эндометриоза.

Диагностика проводится путем всестороннего тщательного обследования:

• Гинекологический осмотр, при необходимости ректовагинальное исследование;
  • Кольпоскопия;
  • Цитологическое исследование;
  • Ультразвуковое исследование органов малого таза
  • Гистеросальпингография
  • Ультразвуковое исследование почек, мочевого пузыря (при инфильтративном эндометриозе)
  • Ультразвуковое исследование органов брюшной полости
  • Цистоскопия с биопсией (при эндометриозе мочевого пузыря);
  • Колоноскопия (при ретроцервикальном эндометриозе)
  • Магнитно-резонансная томография, компютерная томография с контрастикованием
  • Гистероскопия
  • Лапароскопия — это самый информативный метод диагностики заболевания
  • Исследование опухолевых маркеров СА-125, РЭА и СА 19-9 (показатели в крови при эндометриозе увеличиваются в несколько раз)

Окончательно диагноз устанавливается на основании гистологического исследования ткани, полученной в результате биопсии или при удалении пораженного органа.

Лечение эндометриоза может быть консервативным и хирургическим.

Консервативное (гормональное) лечение назначается при бессимптомном течении заболевания, у молодых пациенток, в качестве противорецидивной терапии после хирургического лечения, на этапе подготовки к хирургическому лечению.

Хирургическое лечение направлено на удаление очагов эндометриоза в различных органах, эндометриоидных кист яичников, рассечение спаек. В настоящее время чаще всего выполняется лапароскопия – доступ в брюшную полость через небольшие проколы на животе размером менее 1-2 см. Учитывая частое поражение соседних с маткой органов, в хирургическое бригаде могут быть врачи различных специальностей: гинеколог, уролог, хирург, проктолог. Это позволяет выполнить полноценное оперативное лечение без повторных вмешательств.

Эндометриоз имеет склонность к рецидивированию. Поэтому чем раньше будет выявлено заболевание, чем эффективнее будет подобрана терапия, тем больше вероятность успешного лечения. Поэтому важно регулярно посещать врача гинеколога, ежегодно проходить профилактическое обследование.

Какие операции мы проводим

• Лапароскопическое удаление эндометриоидных кист яичников
  • Лапароскопическая аднексэктомия (удаление придатков матки)
  • Лапароскопическая гистерэктомия (удаление матки)
  • Лапароскопическое иссечение эндометриодных очагов
  • Эксцизия шейки матки при эндометриозе шейки матки
  • Трансуретральная резекция мочевого пузыря
  • Лапароскопическая резекция мочевого пузыря
  • Лапароскопическая пластики мочеточников
  • Лапароскопическая резекция кишечника
  • Удаление эндометриоидных очагов в послеоперационных рубцах

Будьте в курсе всех новостей

Подписывайтесь и первым узнавайте обо всех акциях и новостях Клиники НИИТО

ул.Фрунзе 19/19а
г.Новосибирск

Пн-пт 08.00-20.00;
Сб 08.00-15.00

Лучевая диагностика
Ежедневно: 08.00-22.00

ИМЕЮТСЯ ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ. НЕОБХОДИМА КОНСУЛЬТАЦИЯ СПЕЦИАЛИСТА.
Данная информация не является публичной офертой. Стоимость, названия и спектр услуг могут меняться. Получить актуальную, на момент обращения за медицинской услугой, информацию можно по телефону единой справочной службы +7 (383) 363-31-31

Клиника НИИТО